DJ и музыканты.
DJ Goldie
"ЛИЧНАЯ ВЕНДЕТТА". Так Голди описывает "Saturnz Return", новый
альбом, обращающийся к темной стороне и рассказывающий о его попытке самоубийства, отношениях
с матерью и его легендарных вспышках гнева. Два года после того, как "Timeless" сделал его самой
большой, яркой, самосгораемой звездой джангла, Голди возвращается. И в этот раз, это дело личное.
"Вопрос открыт". Голди употребляет эту фразу раз за разом, на протяжении всего разговора. "Вопрос
открыт". Это фраза, которая говорит о возможностях, о мечте, которая может стать реальностью.
И это ответ на единственный вопрос, который имеет смысл задавать, когда вы говорите с этим парнем,
здесь, сегодня, сейчас - вопрос: так каково быть Голди в данный момент?
- То что сейчас вокруг меня происходит - сильнейшая вещь. Я могу наблюдать и манипулировать
вещами, о которых я раньше не мог и мечтать. Мое шестое чувство работает. Я думаю, я в зените.
Мы знаем много, очень много о Голди: как он был брошен родителями и вырос в детдомах в Англии;
как стал граффити-художником и брейкдансером; вращался в преступных кругах; открыл для себя
рейвы и экстази; начал заниматься музыкой для того, чтобы показать себя перед своими героями
Grooverider и Fabio; стал первым джанглистом, подписавшим контракт с корпорацией, и дебютировал
со своим эпическим двойным альбомом "Timeless"; как он встречался с Bjork, как их отношения
прекратились; как стал знаменитостью, чей имидж имеет большее влияние, чем его музыка
Но важнее и выше всех этих подробностей - длительная борьба и конечный результат - это его бесстрашие,
его дерзость. Голди пренебрегает всеми понятиями того, чем джангл "должен" быть, пренебрегает
тем, что его самого могут назвать претенциозным, экстремальным или самоснисходительным, пренебрегает
возможностью провала/неудачи. Он дерзает мечтать о временах, в которые мы живем, и жизни, которую
мы ведем, и переложить это все на винил
- Пусть делают, что хотят, проклинают ли, восхваляют ли.
Это и является причиной того, что образ Голди имеет значительно больший резонанс, чем его музыка:
его цель - драматизировать страхи и надежды поколения, пережившего рейв и хип-хоп; вывести их
на свет и предстать обнаженным перед отражением в зеркале. Он любит рассказывать. Его жизнь
сама по себе - это парабола: история молодого человека, растущего в Британии сегодня, пытающегося
решить загадку своего мира, найти в нем смысл.
- Внутри я абсолютно нормальный. Всегда таким был.
Голди изобрел самого себя, из опыта и желаний создал миф; реальный человек, да, но в то же время,
шифр, обрывок кода, набор подсказок. И посмотрите на него - его невозможно не заметить: то,
как он выпрыгивает из своего огромного BMW, поднимает бровь и говорит, декламирует, кричит в
загадках и метафорах, за которыми вам по-настоящему надо гнаться, чтобы понять. Меняя личности
и маски с каждым предложением, - одну минуту он вор на улице, следующую - успешный бизнесмен,
государственный деятель, потерявшийся мальчик, гиперактивный рейвер, устрашающий мафиози с черствым
блеском в зеленых глазах, с остановившемся на вас взглядом, говорящим: "Мне по болту, и ты об
этом не забывай",- он играет свои бесконечные противоречия: высокомерный/обаятельный, кричащий/скромный,
чрезмерный/тонкий, дьявол/ангел - словно идет по сцене от кулисы до кулисы.
- Я - хамелеон. Я могу изменить форму в любое время. У меня сложный характер. Постоянно меняющий
форму характер. И люди хотят быть частью этого, немного двинуться от кайфа записанных им ритмов,
потому что это заразительно и содержательно: когда он рядом, вы попадаете в его мир, хотите
вы этого или нет. В этот вечер, стоя три метра позади него, пока он заканчивает свое выступление
на Phoenix фестивале, гибкая черная богиня нежно качается в такт ритму, ее рука держит пальцы
белого парня, который глубоко затягивается сигаретой и качает свое худощавое тело вперед-назад.
Это Иман и Девид Боуи: они знают, кто сегодня подключен к высоковольтной линии первобытной энергии.
Timeless" был трансцедентальным дневником жизни Голди от младенчества до 29 лет. Когда мы встретились
три года назад, он сказал: "Там - все, чему я научился, все, что видел, все, с кем встречался."
Слушая альбом заново сейчас, "Timeless" - это попытка проложить дорогу, начинающуюся от мечты
рейвов начала 90-х и психического выветривания массовых галлюцинаций, бывших культурой экстази;
стремление соединить противоречивые чувства, возникшие из общего безумного периода: эйфория
и психоз, беззаветная любовь и ужас отчужденности.
- Точно, потому что я открыл вас эмоционально для того, чтобы срезать, я открыл вас, чтобы вы
начали задавать вопросы о самих себе. Я добрался к вам. Я приносил вам страхи . выносил их на
поверхность.
Второй альбом "Saturnz Return", - несет ли он за собой похожую грандиозную идею ?
- За альбомом стоит огромнейшая идея ! - он просто говорит: "Идите на ..." На первом альбоме
я лишь царапал поверхность. Этот же, словно личная вендетта. Он больше, чем первый. Я уничтожаю
миф, что если первый альбом был хорошим, второй будет дерьмом. Миф стучится ко мне в дверь,
я его затаскиваю вовнутрь и даю по голове. Я стал глубже во всех отношениях. Я собрал все траханые
кризисы в моей жизни и прибил их. Я рaзобрался с ними страшно.
Так что фраза Saturn's return (возвращение Сатурна) означает ?
- Возвращение Сатурна - это когда ты между 29 и 31, и ты останавливаешься и думаешь, - что со
мной, на фиг, произошло за последние 12 лет моей жизни ? Мне 30 лет, и я не знаю, что я делаю.
Это происходит в тот день, когда планеты оказываются в таком же расположении, как и в день твоего
рождения, в точности, так что у вас появляется дежа-вю и затем к вам все возвращается (память).
Это просто связь. Вместо того, чтобы двигаться дальше, я остановился, развернулся и сказал:
"хорошо, надо сделать музыку из своей жизни", что я и сделал, уйдя в это очень глубоко. Это
очень эмоциональное время, экстремально/крайне эмоциональное, ты выходишь на перекресток и думаешь
"куда идти" ?
Совместный проект с Кейт Буш в жизнь воплотить не удалось, но на одной из композиций ("Digital")
Голди работал с реппером KRS-One, а на "Temper Temper" с Ноэлом Галлагером из Oasis, какофония
панковских гитар, воющего фидбэка, хриплых панкоидальных криков и грязных ритмовых брейков,
которые Голди описывает как "жесткие до мозга костей". Как он вышел на Галлагера ?
- Он мой друг, хороший настоящий друг. С посторонней точки зрения, он - Бог, он больше чем жизнь
- что правда, на самом деле - и в то же время он нормальный парень, самый нормальный из людей,
когда-либо ходивших по этой планете. Он ходит в супермаркеты покупать еду.
Возникает чувство, по крайней мере на поверхности, что это странный проект - неустрашимый футурист-экспериментатор
объединяет свои усилия с ностальгическим археологом битловских мелодий. Голди несогласен.
- Песни Ноэла потрясающие. Вы их слышали ? Его песни - лучшие в мире. Oasis просто собрались
и сказали: "давайте сделаем музыку и станем звездами рок-н-ролла", и они это сделали. Ноэл делает
то, что он делает, и делает это исключительно хорошо. Я не ожидаю, что Ноэл изменится, потому
что это его философия. Он может стать всем, чем он захочет, и никто этого у него не заберет.
Он там, он живет этой жизнью. Вещи вроде Битлз - мы на них выросли. Ноэл делает песни, которые
будут помнить дети, которым сейчас по 9-10 лет.
Голди думает, что работа над "Temper Temper" была способом рационализации всей агрессии, накопившейся
после его столкновений с его окружением (в особенности с бывшим коллегой по Metalheadz Алексом
Рисом).
- В действительности ли его темперамент настолько плох, как об этом рассказывают ?
- Я думаю, даже хуже. У меня ужасный темперамент. Я пытаюсь с этим бороться, но иногда это доходит
до маразма. Композиция с Ноэлом - это просто попытка сказать самому себе "будь терпимей". Потому
что это меня разрушает. Это просто случается, происходит, и затем я думаю "какого черта, что
там произошло" ?
Если "Saturnz Return" служит автобиографией о кризисах и психологических муках Голди, то "Letter
Of Fate" - песня, основанная на письме написанном, когда он еще подростком хотел совершить самоубийство
- может стать одним из самых интимных и откровенных моментов на альбоме.
- Это было очень давно, после того как я бросил рисовать граффити на стенах, и у меня был депресняк,
потому что я понял, что у меня нет семьи, и это меня выбило абсолютно из колеи, я не хотел здесь
находиться - я хотел убить себя, покинуть планету. Это были сумасшедшие времена; очень плохие
времена. Я записал все, но так и не выбросил это письмо, оставил его и превратил его в песню.
Это просто стало напоминанием о том, каким идиотом я был, и как люди могут настолько закрыться
от нормальной жизни.
Вокалистка на "Letter Of Fate" - Bjork. Тяжело было работать со своей экс - девушкой ?
- Нет, совсем нет, потому что у нас хорошие отношения, и она понимает, о чем идет речь в песне,
и поэтому может себя в нее вложить. То, что она сделала что-то, что изначально было для меня
целым путешествием с этой планеты, было чудесно. Спасением, самим по себе. Она меня многому
научила.
Bjork впервые дала послушать Голди авангардного композитора Хенрика Горецки, чья Третья Симфония
рассказывает об отчаянных молитвах и мыслях людей, заключенных в гетто, гестаповских тюрьмах
и концлагерях во время фашистской оккупации Польши. Это одна из самых страшных, и в то же время
эмоционально возвышающих, из современных классических работ.
- Бйорк показала мне Горецки, а Горецки показал мне что-то еще. Не касайтесь Горецки. Я его
так люблю. Я пошел разбил его голову молотом и достал весь его мозг, именно это и есть "Mother".
Композиция "Mother", с поддержкой оркестра, вдохновленная работами Горецки, - это путешествие
через мир чувств Голди к его матери.
- "Mother" длится час ноль шесть минут. И ты думаешь, могу ли я собрать все, через что я и мама
прошли в пять минут? Я не могу этого сделать. Все, что я могу сделать, . это начать и закончить
. как бы долго это ни занимало. Я до сих пор люблю свою маму и надеюсь, она меня любит. Я переживаю
всю свою боль заново в этой одной песне, именно для того, чтобы сбросить бремя с плеч. Это стоит
того, чтобы сесть на час и услышать все, через что мы прошли, и мне кажется, люди последуют
за мной.
- Эта композиция убила меня. После я чувствовал себя развалившимся, я плакал два дня. Она навела
меня на вещи, которые я не думал, что когда-нибудь сделаю.
Вы помирились уже с матерью?
- Нет. Вроде да и вроде нет. Это очень грустно. Я уважаю свою мать, но я никогда не был с ней
достаточно времени, чтобы любить ее так, как я ее должен любить. Черт, это не моя проблема,
но что-то, что я должен понять.
"Это музыка в виде изгнания дьявола, в виде эмоционального очищения: встать перед своими кошмарами,
и если не победить их, то хотя бы принять. .Многие люди хотят убежать, " - замечает он - " Но
когда они возвращаются домой и они одни, им по-прежнему предстоит предстать перед этими вещами,
пройти через них . поэтому я стараюсь поднять их на поверхность... "
"Человек. не остров" - Это еще одна из любимых фраз Голди. Идея команды, коллектива, объединенного
единой целью, всегда имела центральное место в его работе. Вся тусовка драм-н-бейза, он однажды
заметил - " это братство, мафия андеграунда. Это идея, полагающаяся как на сообщество друзей,
побратавшихся на экстазиционных рейвах, так и на хип- хоповую группировку в американском стиле."
Но как же войско Голди внутри джанглистского братства . ди-джеи типа Grooverider, Fabio, Doc
Scott, Randall; люди, которых он называет Палатой Лордов . реагирует на его теперишний статус
знаменитости? .
- Они это любят, они меня любят, они мои ребята. Они от этого тащатся, потому что я есть я и
всегда буду собой. У меня есть хороший костюм от Освальда Боатенга, который я могу надеть, но
потом я его откладываю в сторону, натягиваю кроссовки и возвращаюсь к ребятам. Они друзья, которых
у меня не было, . настоящие друзья, они . в моем завещании, они меня в могилу загонят, гроб
мой будут нести на похоронах. Я люблю их. .
Как ваша жизнь изменилась после "Timeless"?
- Сильно. Я остался тем же, но моя жизнь - нет. Это довольно неожиданно, потому что ты думаешь,
что это закончится, но оно продолжается и становится больше и больше... Учитывая, что я не выпустил
никакой музыки за последние полтора года, это было безумием. Я думаю, что если у тебя есть определенная
аура, то люди тобой интересуются. Люди, которых ты встречаешь на улице, могли даже не слышать
ни одной твоей пластинки/композиции, но им нравится твоя позиция в жизни. А не твоя музыка,
что немного странно.
Что вы думаете на самом деле, глубоко внутри " о жизни Голди-знаменитости?"
- Только хорошее. Я горжусь, и горжусь вдвойне, учитывая то, с чего я начинал. Но меня это также
немного пугает, потому что внутри я по-прежнему нормальный парень, всегда им был.
Вы до сих пор чувствуете себя ребенком?
- Да. Как Питер Пэн. Я могу пойти веселиться, пойти играть в футбол. Только физически, я вчера
весь день играл в футбол и постоянно думал: мне нужна новая пара легких!. Если вы хотите дать
мне кличку, называйте меня Boy/Бой, потому что внутри я до сих пор мальчишка.
- У меня по-прежнему есть чувство, что я всего лишь на полпути. Как только я выбираюсь на плато,
я вижу что-то новое, что я хочу покорить. Я всегда так жил, провел большую часть жизни в интернатах
и всегда хотел оттуда вырваться, всегда знал, кем был мой отец, всегда хотел узнать, кто моя
мать, и как только я до этого дошел, захотел узнать, почему семья распалась. Почему? Почему?
Почему? Зачем? Затем я начал думать, что никогда не смогу во всем разобраться до конца. По мере
взросления, ты начинаешь все больше и больше осознавать, что чем больше вопросов ты задаешь,
тем больше ты получаешь ответов, но ты никогда не сможешь узнать все. Но это хорошо, потому
что остается что-то, к чему можно стремиться.
Повлиял ли ваш статус знаменитости на музыку?
- Нет, никак не повлиял. Я не чувствую на себе никакого давления. Давление для меня, это когда
я был в интернате, меня отпустили домой на день и никого не было дома - вот это давление. И
я иду в магазин, украсть себе что-нибудь поесть - это давление. А быть известным - никакого
давления, это круто. Единственная проблема может возникнуть, когда я думаю: "Черт, следующая
пластинка", но все, чего мне надо добиться, это чтобы она понравилась Груврайдеру/Grooverider,
понравилась Фабио/Fabio, понравилась Рандэллу/Randall. Если честно, мне все остальное по фиг,
если им нравится.
- В том, что я делаю, нет никакого давления. Потому что то, что я делаю,- это на грани, это
самое последнее. И кто будет критиковать? Никто. Никто по-настоящему не может это судить. Мне
надо разбираться только с моей Палатой Лордов и больше мне беспокоиться не о чем. Если бы я
сделал альбом и покинул это братство, то это было бы огромной ошибкой.
Три года назад вы сказали, что " Мы не хотим, чтобы кто-либо делал деньги из этой музыки".
Сегодня джангл используется для заставок в детских телепрограммах и рекламах парфюме.