DJ и музыканты.
DJ Aphex Twin
Если исследовать экспериментальные
возможности, заложенные в эйсиде и эмбиенте, двух главных факторах влияния на домашнее техно
в 80-х годах, можно увидеть, что записи Ричарда Д. Джеймса (Richard D. James) под псевдонимом
Aphex Twin принесли ему больше успеха у критики, чем любому другому электронному артисту 90-х.
Хотя его первый серьезный сингл Digeridoo был создан в стиле эйсид-трэша для того, чтобы танцоры
на его DJ-сетах выбивались из сил, позднее стилисты и критики эмбиента взяли его под свое крыло
за альбом Selected Ambient Works 85-92, грандиозную веху в области эмбиента-техно. Реакция Джеймса
на популярность показала, что он не хочет быть классифицированным и занесенным в какую-то категорию.
Его следующий альбом Aphex Twin, Selected Ambient Works vol.2, был минимальным до едва уловимого
- что оказалось своего рода сложной шуткой над электронным обществом. Дальнейшее показало, что
Джеймс постепенно возвращается к своим хардкоровым и эйсид-корням, даже когда он заявил, что
хочет ворваться в Первую Десятку британского хит-парада и выступать на Top Of The Pops, что
вылилось в серию мультяшных поп-песенок, извращенный гений которых почти скрывался за горами
абсурда. Его иконоборческое поведение, как ни странно, согласовалось с настроением слушателей
MTV, захваченных волной поп-нигилизма конца тысячелетия во главе с Мэрилином Мэнсоном (Marilyn
Manson) и Nine Inch Nails. Джеймс начал разбирать электронные приборы еще подростком в Корнуолле,
Англия. (Если верить названию Selected Ambient Works 85-92, альбом содержит записи, сделанные
в возрасте 14 лет). Вдохновленный эйсид-хаузом конца 80-х годов, он начал ди-джействовать на
рейвах в округе Корнуолла. Первый его релиз - сингл Analogue Bubblebath, записанный с Томом
Миддлтоном (Tom Middleton) на лэйбле Mighty Force в сентябре 1991 года. Позже в этом году Миддлтон
ушел и сформировал Global Communications, после чего Ричард записал второй том в серии Analogue
Bubblebath. Этот сингл (первый, на котором был Digeridoo) был запущен на лондонской пиратской
радиостанции Kiss FM. Джеймс предложил бельгийской студии R&S Records подписать с ним контракт
в начале следующего года. Перезаписанный Digeridoo достиг 55 строчки в британском чарте сразу
после выпуска в апреле 1992 года, и в июне Джеймс выпустил новый сингл Xylem Tube. Также вместе
с Грантом Вилсоном-Клариджем (Grant Wilson-Claridge) он основал собственный лейбл Rephlex, а
в 1992-93 годах выпустил серию синглов под псевдонимом Caustic Window. Выпущенные в чудовищно
малых тиражах, большинство продолжало традицию холодного точного эйсида Digeridoo, хотя на некоторых
заметен юмор и гибкость, которых трудно ожидать от хардкоровой сцены того времени. Климат для
"интеллигентного" техно стал теплеть в начале 90-х. The Orb доказал коммерческую жизнеспособность
эмбиент-хауза своим синглом-бестселлером Blue Room, и R&S пытались наскрести материал из собственных
артистов. В ноябре 1992 года Джеймс внял их мольбам и выпустил Selected Ambient Works 85-92,
который состоял в основном из материала, записанного за последние несколько лет. Проще говоря,
это был шедевр эмбиент-техно, второе выдающееся произведение в этом стиле после The Orb's Adventures
Beyond the Ultraworld. Когда засияла звезда Ричарда, к нему стали обращаться группы за ремиксами.
Он исполнил их просьбу, выпустив в основном неузнаваемые переработки треков St. Etienne, The
Cure, Jesus Jones, Meat Beat Manifesto и Curve. В начале 1993 года Ричард Джеймс подписал контракт
с Warp Records, влиятельным английским лейблом, который ввел концепцию "электронной музыки",
выпустив серию альбомов пионеров эмбиент-техно Autechre, B12 и FUSE (aka Richie Hawtin) с подзаголовком
"Artificial Intelligence"("Искусственный интеллект"). Релиз Джеймса в серии, Surfing on Sine
Waves, бывл выпущен в январе 1993 года под псевдонимом Polygon Window. Альбом занял место где-то
посередине между кровавым техно Джеймса и его сдержанным минимализмом на Selected Ambient Works.
В результате сделки Warp с TVT релиз Джеймса Surfing on Sine Waves был впервые переиздан в Америке.
В этом же году на Rephlex был выпущен второй альбом, Analogue Bubblebath 3. Подписанный AFX,
альбом отрекался от всякой принадлежности к эмбиенту и был самым бодрам и веселым диском Aphex
Twin на то время. В своем турне по Америке с Orbital и Moby позже в этом году Джеймс опять вцепился
в свои зубодробильные материалы, повредив свою в основном незаменимую аппаратуру. Позже он сильно
урезал свой график живых выступлений. В декабре 1993 года новый сингл достиг высшей для Джеймса
32-й позиции в британских чартах. Сингл состоял из двух частей и включал ремиксы старого друга
Миддлтона (как Reload) и будущей звезды Rephlex - . Несмотря на появление Джеймса в чартах,
его следующий альбом, Selected Ambient Works Vol. 2, оказался шуткой над общественностью эмбиент-техно.
Минимальный до едва уловимого, альбом из четырех дисков отошел от битов, оставив лишь кассетные
лупы с беспокойным эмбиентным шумом. В основном альбом не был одобрен критиками, но достиг 11-й
позиции в британских чартах и позволил Ричарду заключить контракт с солидным американским лэйблом
Sire. В 1994 году он работал со все растущим лэйблом Rephlex, залучив туда Mu-ziq (Michael Paradinas),
Kosmik Kommando (Mike Dred) и Kinesthesia/Cylob (Chris Jeffs). В августе он выпустил четвертый
Analogue Bubblebath, на этот раз пятитрековый сингл. 1995 год начался с выпуска в январе Classics,
компиляции ранних синглов Ричарда с R&S. Через два месяца Джеймс выпустил сингл Ventolin - жесткая,
хрипящая ода лекарству от астмы, которым он пользуется. Затем, в апреле, выпущен I Care Because
You Do, где его хардкоровый экспериментализм совмещается с более симфоничным эмбиентным материалом;
затем работа с пост-классическими композиторами, в том числе Филипом Глассом (Philip Glass),
который поставил оркестровую версию трека Icct Hedral на сингле августа 1995 года, Donkey Rhubarb.
Позже в том же году сингл Hangable Auto Bulb сменил Analogue Bubblebath 3 на посту самого грубого
и бескомпромиссного релиза - смешение экспериментальной музыки и джангла, исследуемого в то
время на релизах Plug и Squarepusher. В июле 1996 года Rephlex выпустил долгожданный альбом
Ричарда Джеймса и Майка Парадинаса (Mike Paradinas - Mu-ziq). Альбом, названный Expert Knob
Twiddlers и подписанный Mike & Rich, совместил в себе экспериментализм Aphex Twin и легкий,
доступный электро-фанк Mu-ziq. Четвертый альбом Aphex Twin, выпущенный в ноябре 1996 года Richard
D. James Album, продолжил свои набеги на эйсид-джангл и экспериментальную музыку. Заявив про
свое желание штурмовать британские поп-чарты, Ричард Джеймс выпустил еще два сингла, Come To
Daddy и Windowlicker, которые оказались кислотными штормами индустриального драм-н-бейэа. Клипы
к ним, оба продюссированные Крисом Каннингемом (Chris Cunningham. Кстати, он же снял клип для
Autechre), содержали тела маленьких детей и моделей соответсвенно, все с созданными с помощью
спецэффектов лицами Aphex Twin, маниакально ухмыляющимися...